В России стало больше магазинов с услугой выдачи наличных денег у кассира

Фото: ГУ ТО "ИА "Регион 71"
Наличные можно снять не только в банкомате или отделении банка, но и в магазинах, о чем многие даже не догадываются. Для этого нужно назвать кассиру необходимую сумму, а также совершить покупку на любую сумму и оплатить ее банковской дебетовой картой. Запущенный еще в 2019 году сервис доступен уже в 39 тысячах магазинов по всей России, выяснила "Российская газета", изучив доклад Банка России. Число точек в прошлом году выросло еще на 7,7%, а с июля 2023-го по декабрь 2024-го - на 16%.
Услуга "Наличные на кассе", также известная как "кешаут", или вывод средств, появилась в России всего шесть лет назад. По данным банков, ею пользуются более 1,4 миллиона человек в месяц. Эту услугу предоставляют, например, ВТБ, ПСБ и Сбербанк. В пресс-службе последнего банка "РГ" подтвердили, что к сервису регулярно подключаются новые партнеры, география растет.
В банке "ЗЕНИТ" данная услуга тоже востребована, рассказал заместитель директора департамента развития розничного бизнеса банка Михаил Воронько. По ней проходит более 10 тысяч снятий ежемесячно. Рост по сравнению с прошлым годом по количеству и по сумме - в районе 45%, средний чек поднялся на 75%.
"Клиенты постепенно узнают об услуге, которую мы предлагаем в сети АЗС. Они часто расположены на трассах, где иной банковской инфраструктуры нет", - говорит эксперт.
С момента запуска услуги россияне сняли более 5 млрд руб., говорят в "Сбербанке". Однако речь не идет о крупных суммах - у сервиса есть ограничения. За один раз можно получить не более 5 тыс. руб. (но не менее 100 руб.), а в месяц - не более 30 тыс. руб., как сообщили в Банке России. В среднем выдают около 2 тысяч.
В 2025 году наличные можно снять, например, на кассах "Пятерочки", "Перекрестка", "ВкусВилла", заправках, но не везде. Наличие такой функции банкиры рекомендуют узнавать сразу на кассе. Бывают и форс-мажорные ситуации, когда запрашиваемой суммы в нужный момент нет.
"Выгодно ли это банкам? Да, это лишний повод заявить о себе, к тому же в ряде случаев не нужно устанавливать "лишний" банкомат. Выгодно ли это торговым точкам? Да, потому что услуга оказывается лишь в случае, когда совершается покупка товара: это может быть коробок спичек или пакет - ну а может быть и что-то значительно более существенное. Значит, клиент зайдет в магазин и, возможно, что-то купит", - объяснила "РГ" Татьяна Белянчикова, доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Магазину сначала нужно подписать оферту, которая расширяет возможности терминала, и обучить персонал. После снятия наличных выданная сумма зачисляется на расчетный счет магазина в полном размере без взимания комиссии банка. Такая опция косвенно помогает экономить на инкассации, поскольку меньше наличных нужно перевозить в банк.
Комиссия за снятие наличных такая же, как в банкомате: если торговая точка обслуживается в банке, выпустившем карту, то комиссии не будет. А если в другом - затраты клиента будут такими же, как и при снятии денег в "чужом" банкомате.
Поддерживается ли такой сервис, какие есть лимиты и комиссии, можно уточнить в банке, который выпустил карту, советуют участники рынка.
Сервисы банков приближаются к формату "шаговой доступности"
В ряде населенных пунктов банкомата попросту нет, где-то он неудобно расположен. По данным исследования "Выберу.ру", 21% опрошенных россиян до сих пор не знают о существовании облегченных форматов банковского обслуживания, к которым относятся снятие наличных на кассе, мобильные офисы и получение финансовых услуг на почте.
"Интересно, что основная аудитория подобных сервисов - жители крупных городов: 87% пользователей живут в миллионниках и городах от 300 тыс. человек и только 13% - в населенных пунктах с меньшим количеством жителей. По-видимому, хоть сервис и создан для жителей отдаленных населенных пунктов, жители мегаполисов освоили эту опцию в первую очередь", - говорит Анна Романенко, директор департамента коммуникационной политики финансового маркетплейса.
По данным опроса ЦБ, проведенного в местах с населением менее 30 тыс. человек, наибольшая разница между востребованностью и доступностью проявляется в услуге снятия наличных с платежной карты. В отдаленных населенных пунктах, как правило, нет ни банкомата, ни отделения. Появление сервиса призвано это компенсировать. И в прошлом году, при активном участии регулятора, был принят закон, разрешающий использование патентной системы налогообложения при оказании этой услуги в сельских поселениях.
"Небольшая сумма наличных иногда может понадобиться, а идти специально в банк или искать банкомат не всегда удобно, - говорит Белянчикова. - Поэтому услуга пользуется популярностью - особенно сейчас, когда случаются сбои в интернете, спрос на нее растет".
Как считает Сергей Верейкин, президент объединения "РОСИНКАС", услуга могла быть более востребованной, если бы ее активнее рекламировали. Но когда есть выбор, люди в первую очередь пользуются банкоматами, даже если на это нужно потратить чуть больше времени. Снимать наличные там безопаснее: банкноты проверяются тщательно на подлинность, соблюдается конфиденциальность, добавил эксперт.
Автор: Кирилл Каштанов
Источник: https://rg.ru/2025/08/20/vziali-kassu.html?utm_source=Email_RSS&utm_medium=nedelya&utm_campaign=E-mail&utm_content=new_morning&utm_term=press