Главное
Водитель, устроивший смертельное ДТП, отправится в колонию
Дмитрий Миляев рассмотрел обращения жителей региона
Туляков приглашают к участию в Первом Всемирном фестивале молодежи
Мы в соцсетях:
  • Новости
  • Статьи
  • Фоторепортажи
  • Победа-80
  • Рубрики
    • Важно знать
    • Культура
    • Общество
    • Спорт
    • Человек и закон
    • Село
    • Новости компаний
    • СвоихНеБросаем
  • Контакты
Logo
Logo
  1. Главная
  2. Общество
  3. Что такое рекомендательные сервисы и как они манипулируют пользователями

Что такое рекомендательные сервисы и как они манипулируют пользователями

  • 18.10.2023 14:21
Что такое рекомендательные сервисы и как они манипулируют пользователями
Фото: ИА Регион 71

С 1 октября в России начала действовать норма, обязывающая интернет-ресурсы информировать о работе рекомендательных сервисов, чтобы защитить пользователей от злоупотреблений со стороны платформ. Что же такое эти самые "рекомендации" и почему от них понадобилось защищать обычных людей?

Проще всего разобрать это на таком примере. Допустим, у вас есть подписка на онлайн-кинотеатр, вы платите 300-400 рублей в месяц. У этого кинотеатра есть каталог - список фильмов, который можно сортировать по добавлению новых, по тематике, по названию или как-то еще.

Минус заключается в том, что в большинстве случаев мы не знаем, что хотим посмотреть. Безусловно, у каждого есть в мозгу пометочки "обязательно надо посмотреть" около сотни различных фильмов или сериалов, которые мы ставили в моменте, когда что-то слышали про тот или иной из них от друзей или в рекламе. Но когда мы заходим в каталог, то все это куда-то пропадает и мы начинаем просто листать его. Заканчивается это, как правило, ничем - по причине, которую мудрые люди сформулировали так:

у намерения должна быть цель;

"что-нибудь" - это не цель;

намерение сделать "что-нибудь" - это бесцельное намерение;

бесцельное намерение ведет к бесполезным решениям: задачу "что-нибудь посмотреть" не решить, где-нибудь поискав.

Все осложняется тем, что желание что-нибудь посмотреть не означает желания что-нибудь посмотреть или вообще желания что-нибудь смотреть в принципе. Это всего лишь рекомендация нашей внутренней бессознательной рекомендательной системы, встроенной в каждого человека. В результате - ощутив сигнал потребности, бессознательное лезет в память и начинает подыскивать подходящее решение - то есть смотрит, какие действия в прошлый раз удовлетворяли потребность, максимально близкую по характеристикам к поступившему сигналу.

Решить эту задачу, приложив этот сложный процесс осознанно к каталогу фильмов, вызов практически неподъемный для абсолютного большинства из нас. Поэтому мы листаем и тыкаем на удачу в тот или иной фильм, большинство из которых нам не знакомы, да еще и обозначены жанром "комедия/драма", что в принципе может означать вообще что угодно.

Что дальше? Потратив так несколько вечеров, мы начинаем испытывать фрустрацию, раздражаемся и в большинстве случаев начнем пересматривать что-то из классики и в конечном счете отписываемся от онлайн-кинотеатра. Потому что "там ничего нет". Или, что еще хуже, для бизнеса этого кинотеатра - идем к другому кинотеатру, потому что у него каталог выглядит иначе и у нас возникает ощущение новизны.

Чтобы решить за нас проблему выбора и успокоить нашу внутреннюю рекомендательную систему (и чтобы мы продолжали платить за подписку!), и были придуманы рекомендательные системы на интернет-ресурсах и в приложениях. Они анализируют то, что мы смотрим, то, что мы не смотрим, что не досмотрели, а что пересматриваем по десять раз, и то, что всегда пролистываем. Разбирают это на составные части: жанр, формат, актеры, режиссер, язык фильма и многое другое. В результате формируется матрица наших предпочтений, которая затем накладывается на весь каталог, отсортировывая из него те фильмы, которые с ней совпадают. И разумеется, там оказываются и те фильмы, что нам нравятся, и те, о которых мы никогда не слышали, но которые, вероятно, нам понравятся. И работает это не только с кинотеатрами, но и с интернет-магазинами, соцсетями, да много где еще.

Все это осложняется двумя моментами. Во-первых, самые продвинутые системы хороши тем, что анализируют не только собственно предмет интереса, но и информацию о нас из других источников, например, то, что мы ищем в поисковиках, читаем в соцсетях или заказываем в интернет-магазинах. Классический случай, когда рекомендательная система поняла, что женщина беременна по тому, как изменились ее покупки в интернет-магазинах. Ирония в том, что сама женщина еще не знала об этом. И это вроде бы сильная сторона.

Слабая сторона в том, что поскольку алгоритм анализирует слишком большое число переменных фактически в реальном времени, мы не можем его проверить, чтобы убедиться, что он действительно пришел к этим выводам и не пытается нам что-то подсунуть, манипулируя нашими слабостями.

Третий ракурс в том, что в случае с онлайн-кинотеатром мы в общем-то и были бы рады, чтобы он нами манипулировал, потому что мы хотим развлечься, отключиться, перевести внимание на что-то другое. И мы хотим, чтобы он нам дал такую возможность.

Так чего же боятся политики по всему миру и во имя чего принимают специальные законы о регулировании рекомендательных сервисов? Того, что это по сути своей "черный ящик", который невозможно проконтролировать. Того, что мы вроде бы исходим из того, что они желают нам добра (ну в худшем случае продадут нам что-то ненужное), но ни в коем случае не желают нам зла. Но где гарантия, что магазин, не желая терять клиента, который садится на диету, не начнет бомбардировать его спецпредложениями и постоянно предлагать различные guilty pleasures? Где гарантия, что социальная сеть, стремясь добиться политических изменений, не начнет подсовывать нам новости и посты с определенными акцентами, формируя нам специфический информационный пузырь и тем самым создавая у нас не всегда корректное представление о мире.

Основное требование специального закона, вступившего в силу в России с 1 октября, - это прозрачность рекомендательных систем, отмечает его автор, замглавы Комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин.

"Владельцы сайтов и приложений, использующих механизм рекомендаций, теперь должны объяснять пользователю, по каким принципам он работает, какие данные собирает, как их обрабатывает. Все это должно быть отражено в правилах, написанных понятным русским языком (или в виде инфографики, это также допустимо)", - говорит он.

Главная проблема рекомендательных систем в том, что они обрабатывают огромный объем информации, и мы фактически должны поверить, что они желают нам добра.

По словам Горелкина, крупнейшие российские цифровые платформы выполнили новые требования законодательства: разместили на своих сайтах уведомления об использовании рекомендательных технологий, правила их применения и адрес электронной почты, по которому пользователи смогут обратиться, если у них возникнут вопросы о работе этих сервисов. В числе этих сервисов "Яндекс", Ozon, "Авито", ivi, Start и целый ряд других.

"Отмечу, что в некоторых случаях правила сформулированы довольно сложным языком с изобилием технических терминов. На мой взгляд, нужно стремиться составлять этот текст максимально доходчиво, ведь главная цель закона о рекомендательных сервисах - сделать их прозрачными, понятными для людей", - говорит Горелкин.

Он полагает, что Роскомнадзор, как регулятор, проанализирует эту практику и даст участникам рынка нужные рекомендации.

Автор: Олег Капранов

Источник: https://rg.ru/2023/10/10/neosoznannyj-vybor.html

 

Читайте также

Водитель, устроивший смертельное ДТП, отправится в колонию

  • 07 июля 2025 17:44

Прокуратура поддержала в суде обвинение по уголовному делу в отношении 37-летнего Дмитрия Дубовенко. Мужчина нарушил ПДД и это привело к гибели двух человек.

Читать далее

Дмитрий Миляев рассмотрел обращения жителей региона

  • 07 июля 2025 17:24

7 июля Губернатор Дмитрий Миляев рассмотрел обращения жителей Тульской области.

Читать далее

Туляков приглашают к участию в Первом Всемирном фестивале молодежи

  • 07 июля 2025 17:15

Первый Всемирный фестиваль молодежи-2025 состоится впервые с 17 по 21 сентября этого года в Нижнем Новгороде. Активисты из разных стран будут делиться опытом и разрабатывать проекты по различным направлениям.

Читать далее

Лента новостей

Водитель, устроивший смертельное ДТП, отправится в колонию
  • 17:44
Дмитрий Миляев рассмотрел обращения жителей региона
  • 17:24
Туляков приглашают к участию в Первом Всемирном фестивале молодежи
  • 17:15
Цифровые двойники и промпты для видеоисторий, аэротакси и игровые движки, анпакинг и анбоксинг российских гаджетов: подведены федеральные итоги конкурса «Вместе в цифровое будущее»
  • 17:10
Дмитрий Миляев встретился с председателем Арбитражного суда региона Татьяной Щелокаевой
  • 17:02
По решению Дмитрия Миляева в Тульской области сохранится безлимитное количество поездок по льготному проездному
  • 16:45
Дмитрий Миляев проконтролировал исполнение поручений
  • 16:21
Все новости

Мы в соцсетях

  • Телеграм
  • Одноклассники
  • Вконтакте

Самое читаемое

1.

В Тульской области меняются тарифы в энергетике и на коммунальные услуги
  • 11:59 26 июня 2025

2.

Елена Кумчян: В жизни главное - семья
  • 17:03 04 июля 2025

3.

На празднике в честь День России в Архангельском работали интерактивные площадки
  • 19:54 12 июня 2025

4.

В селе Архангельском прошел митинг, посвященный Дню памяти и скорби
  • 05:00 22 июня 2025

5.

Жители Каменского района 22 июня зажгли свечи памяти
  • 05:25 22 июня 2025

© 2024, Сетевое издание "Сельская новь. Каменский район"

Реестровая запись Эл № ФС77-81506. Сетевое издание зарегистрировано 15 июля 2021 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель: государственное учреждение Тульской области "Информационное агентство "Регион 71".

Главный редактор: О.Ю. Нагоева.

Адрес редакции: 301990, Тульская область, Каменский район, с. Архангельское, ул. Тихомирова, д. 34
Знак информационной продукции 12+
Все права на материалы, опубликованные на сайте СЕЛЬСКАЯ НОВЬ. КАМЕНСКИЙ РАЙОН (selnow.ru), принадлежат ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения правообладателя.

яндекс.ћетрика

Страницы

    • О редакции
    • Реклама
    • Подписка
    • Контакты

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов,
Политикой обработки персональных данных пользователей сетевых изданий, входящих в состав ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» и обработкой персональных данных Яндекс.Метрикой нажмите здесь.