• selnov@tularegion.org
  • 301990, Тульская область, Каменский район, с. Архангельское, ул. Тихомирова, д. 34
  • +7 (48744) 2-15-22
 
Преосвященнейший Серафим епископ Белевский и Алексинский ответил на вопросы прихожан Каменского благочиния 05.04.2018 14:18:00

Преосвященнейший Серафим епископ Белевский и Алексинский ответил на вопросы прихожан Каменского благочиния

Преосвященнейший Серафим епископ Белевский и Алексинский совершил Божественную Литургию Преждеосвященных Даров в храме в честь Архангела Божия Михаила села Архангельское. По окончании богослужения Преосвященнейший задержался в Архангельском, чтобы ответить на вопросы каменских прихожан, поступивших в редакцию нашей газеты. Сегодня мы представляем часть беседы с епископом Белевским и Алексинским. Продолжение Вы сможете найти в следующей публикации традиционной рубрики «Православная страница». - Ваше Преосвященство, несмотря на то, что вопрос посещения кладбища на Пасху уже неоднократно поднимался в беседах со священниками как в печатных изданиях, так и в телепрограммах, он остается актуальным для православных Каменского благочиния. Стоит ли посещать могилы родных в день Святой Пасхи? - Уже достаточно много по этой теме было сказано, и я повторю, что в течение как самого пасхального праздника, так и всей пасхальной седмицы кладбище не посещается, поскольку в храмах совершается только службы, на которых поминаются о здравии. А первое заупокойное богослужение совершается на Радоницу, это вторник следующей после Пасхи седмицы или 9-й день после Пасхи, тогда и принято посещать кладбища. С этого дня молитва совершается как о здравии, так и за упокой уже в течение всего последующего времени. Традиция посещать кладбища в день Пасхи достаточно новая. Зародилась она в нашей стране в 20 веке, который дал церкви тяжелейшие испытания, гонения, когда миллионы верующих просто не имели возможности посещать храмы по причине уничтожения и духовенства, и храмов. Поэтому люди приходили на кладбища, дабы иметь возможность помолиться о своих сродниках хотя бы в сам Пасхальный день. Тем более, что Пасха всегда – день воскресный, когда люди не должны были трудиться на заводах, в колхозах, каких-то организациях или предприятиях. Что касается церкви, то, как положено по Уставу, первое заупокойное богослужение совершается после святой Пасхи на Радоницу, в этот день же следует приходить украшать могилки своих родственников, приводить их в порядок и совершать там молитвы. - С чем приходить на кладбище? Ведь у многих принято здесь даже выпивать… - Наверное, если у человека есть желание, то он повод всегда найдет, а что касается потребления алкогольных напитков, то в Священном писании сказано, что вино веселит сердце человека (Пс. 103.15). Именно для веселья оно и создано. Понятно, что оно уместно во время свадьбы или торжества. Как мы читаем в Евангелии, то Господь при посещении брака в Кане Галилейской совершает свое первое чудо, когда претворяет воду в вино, тем самым благословляя брак и то торжество, застолье, которое во время брака совершается. Но как-то немыслимо соединять радость и скорбь, все-таки заупокойная служба и посещение кладбища имеет на себе отпечаток скорби, и употребление здесь каких-то напитков, веселящих кровь, согласитесь, противоестественно. Для православного человека самое главное – это молитва. Нужно сначала утром прийти на богослужение в храм, подать записочку, чтобы батюшка помолился об упокоении ваших усопших родственников, в ней указанных, а затем уже самим, по окончании богослужения, совершить молитву о даровании Господом нашим усопшим своей милости, кто знает - церковную, кто не знает - помолиться своими словами. Господь же принимает любую молитву, главное, чтобы она была произнесена в сердечной чистоте. Что касается внешнего, то самое главное - это поддержание порядка на кладбище. Но все-таки этот вопрос несколько второстепенный, чем молитва. Конечно, не стоит украшать могилки какими-то искусственными цветами. Все-таки, пластмасса, целлофан или бумага как-то неестественно выглядят на кладбище, создавая ненужную пестроту. Ухоженные могилки и есть показатель, в том числе для посторонних, что родственники упокоенных здесь поддерживают на их могилах чистоту и порядок в память о дорогих для них людях. - Владыко, обязателен ли телесный пост, или достаточно следовать известным словам «грех не то, что в р от, а что изо рта»? - Несомненно, в Великий пост есть необходимость воздержаться, потому что без поста телесного не может быть и полноценного духовного поста, поскольку все в человеке взаимосвязано. А там уже можно говорить о разном. Если человек больной или достаточно возрастной, то поститься он должен по мере своих сил, а если молодой и здоровый, то он может и более строго к себе относиться. Но как показывает практика, бабушки, которые с трудом приходят из дома в храм, постятся строго, а молодежь, которая, в общем-то, в расцвете сил, даже если и постится, то обычно с прохладцей, поскольку считает, что это слишком тяжело, это слишком большая нагрузка. Что касается приобщения к посту детей, то это зависит от степени воцерковления всей семьи, потому что за несовершеннолетнего ребенка ответственность во всех отношениях несут родители. Если родители сами постятся, то, конечно, они могут и должны приучать к воздержанию детей, но делать это таким образом, чтобы это не наносило даже малого вреда здоровью ребенка. Опять же повторюсь, что к этому вопросу нужно относиться индивидуально, и если вы не можете определиться, в какой мере поститься, обсудите это со священником, получите от него благословение, чтобы вас не смущало, что кто-то поститься на хлебе и воде, а вы можете себе позволить ту или иную пищу. Нужно помнить, что телесный пост - это средство для того, чтобы совершать свое духовное возрастание в молитве, в посте согласно Евангельскому закону. И, конечно, пост телесный - это часть воздержания в целом, также как и пост духовный, который более важен для нас, однако без поста телесного невозможен.


Возврат к списку

Написать в редакцию