• selnov@tularegion.org
  • 301990, Тульская область, Каменский район, с. Архангельское, ул. Тихомирова, д. 34
  • +7 (48744) 2-15-22
 
К истокам речки Каменки или легенда о роднике Гремячем 28.10.2019 09:52:00

К истокам речки Каменки или легенда о роднике Гремячем

Много ли мы знаем о древней истории нашей малой родины – каменской земли? К сожалению, нет. А ведь на территории Каменского района найдены свидетельства нахождения здесь древнего поселения эпохи бронзы, а также имеются находки, датируемые начиная с 11 века. Конечно, имеющихся сведений для создания полной картины жизни наших далеких предков мало, и дают они понимание скорее о бытовой части существования прежних «каменцев». А вот чем они жили, о чем мечтали, с кем дружили и враждовали? Возможно, об этом нам рассказывают легенды, передаваемые от родителей детям, от дедушек и бабушек внукам. Понятно, что безоговорочно доверять им нельзя – все-таки это всего лишь предания. Но ведь почему-то они появились? К тому же, согласитесь, легенды нашего родного, Каменского Красивомечья, необыкновенно интересны и захватывающи.

 Сегодня в нашей краеведческой рубрике каменский краевед Ирина Мацнева расскажет, пожалуй, одно из самых известных преданий, связанное с лесом Гремяк.

 - В далёком 2001 году эту легенду рассказала мне Людмила Макарова, местная жительница, уроженка деревни Шишковка, в ту пору сотрудница нашей районной газеты «Сельская Новь». Знают эту легенду жители села Архангельского и близлежащих деревень Муравка, Подлозинки, Михайловка. Многое дополнил Анатолий Добролёжа, родом с поселка Юницкого, что расположен был неподалёку от Архангельского.

 На мой взгляд, это самая красивая легенда нашего Каменского края. Загадочность её определяется уже тем, что о лесе со звучным именем Гремяк, как о «гремячем» ключе в нем с таким же названием, знают все в районном центре. Однако, никакого родника, тем более «гремячего», то есть шумного, в этом небольшом леске сегодня нет. А существует заболоченная низменность, откуда сочится вода, и далее течёт небольшой ручей. С ручейка этого и берёт своё начало речка Каменка.

 Так было на заре 21 века, но экосфера планеты, в огромной степени благодаря нам – людям, постоянно меняется. Именно поэтому мы вновь и вновь обращаемся к легендам нашего края, чтобы уберечь, сохранить и передать потомкам заповедные сердцу места живой, родной и любимой природы.

 Сентябрь 2019 года. Вновь изучаю эту легенду и вновь обращаюсь к коренным жителям этой местности. И снова откликнулся Анатолий Михайлович Добролёжа – съездить и сфотографировать окрестности родника и русла речки Каменки, так как эти места ему знакомы с детства. Здесь им исхожены все тропки, здесь он знает каждый бугорок и каждый овражек. Поэтому собираемся и едем к истоку речки Каменки.

 По мнению Анатолия Михайловича, родник из леса Гремяка (Гремячего, Гремяки) существует только по весне, пока его питают паводковые воды. Дальше леса он не течёт.

 Здесь мы сделаем паузу в повествовании и вспомним еще одну легенду про лес Гремяк.

 Сказ о хранительнице леса

 По всей вероятности, она также восходит к тем временам, когда очень давно крайне обособленно здесь жили люди, сохранявшие свои родоплеменные отношения. Что, в общем-то, и понятно. Угроза со стороны Дикого поля – безлюдной степи - существовала всегда. Нужно было оберегать своё поселение крайне бдительно. Может быть, поэтому и были те жители крайне нелюдимыми. Ведь что ждать от кочевников да степняков, кроме грабежа да полона?

 Так вот! Жила якобы в том лесу Гремяке некая одинокая старая женщина – ведунья (или, как ещё говорили, колдунья). Зорко охраняла эта Баба Яга владения Гремячего леса, где бил мощный чистый родник. Здесь же стояли и огромные камни, назывались они «чёртовы пальцы» (кто говорит – «чёртовы палицы»). Никакого чужака не впускала она в свои владенья, а если кто сюда по ошибке и забредал, то наводила морок! Кружил человек на одном месте, а назад дороги не мог найти. Запугивала она его так, что больше в тот лес смельчак (конный ли, пеший) больше не являлся – стороной обходил.

 И бил в том лесу родник, с него и начиналась речка Каменка.

 Но всё земное, даже необычайное, имеет свой срок. Не стало той женщины – хранительницы леска. И родилась новая легенда – тоже об истоке Гремяка, но уже значительно восточнее Гремячего леса.
«Гремячий» ключ: быль или сказка?

 Как говорит Анатолий Михайлович, родников здесь было много, и все они стекались в один мощный поток, который, соединяясь с родником, текущим от Барково, и рождал речку Каменку – любимую нашу Каменку, о которой как в песне поётся: «а по камушкам речка бежит»…

 Вот про этот самый родник Гремяк и рассказывала мне Людмила Николаевна Макарова. И этот Гремяк именно гремел, падая по каменным плитам крутого холма, так шумно, что слышен был далеко за несколько вёрст!

 И действительно, есть в тех местах каменистый склон, есть место, где когда-то бил родник, а теперь там растёт одинокая берёзка. Возникла мысль: «пальцы или же палицы»? Это уже совсем другое толкование и смысл. Попробуем разобраться!

  Речка Каменка далее наполняется родниками и, несмотря на то, что вроде бы и не широкая (до 1,5 метров), приобретает своенравный характер: бурлива, извилиста, с очень холодной водой и чистым каменистым дном. Не везде можно перейти её вброд.

  Давайте вслушаемся, вдумаемся в то, о чём повествует та легенда, и попытаемся образно представить события, о которых далее пойдёт речь.

   «Старики говорили так. Было это давным-давно… Когда? – теперь уже никто и не помнит. Жили наши предки в здешних местах своим родовым поселением. Жизнь их была трудной и суровой. Зимы были снежными, метельными и морозными, вёсны – разливистыми и полноводными, когда даже самые мелкие ручьи становились
непроходимыми от паводковых вод. Лета были жаркими, а осени – долгими, промозглыми и слякотными. Сеяли они хлеб, водили скот, вели охоту на дикого зверя, рыбачили. Бабы занимались своим хозяйским делом.
Ребятишки ходили в леса по грибы-по ягоды, собирали мёд и травы, пасли стада да родителям во всём помогали. Были наши предки сильные, красивые, выносливые и гордые люди: сами ни на кого не нападали, но и не любили, когда их тревожили.

 А под кручей, за деревней, бил родник, а шум от него, особенно в ясную погоду, разносился по всей округе! В жару на шум тот люди и шли: воды напиться и жажду утолить.

 Вода не просто била из-под пластов, а падала по каменистым порожкам, брызгалась и шумела. Была вода та очень чистой и холодной. Сам же родник за Святой почитался. «Умылся – заново родился»,– так в старину о нём
говорили.

 Случилось как-то раз, что мужики ушли в дозор, в деревне оставались только старики, дети да бабы. Откуда ни возьмись, среди бела дня налетели басурманы (или басурмане, в другом варианте - татары) и затребовали дань.
Дань приказали собрать быстро, до захода солнца, а в придачу чтоб отдали самых лучших девок в полон. Коли не будет так, то обрушат Священный родник, что за деревней. А без этого родника деревня вымрет.

  Благодаря Легенде о Священном войске мы знаем, что все защитники-мужчины деревни погибли в балке Синий
Камень. Именно той самой балкой, по дну которой тогда протекал ручей, наглые завоеватели беспрепятственно дошли к верховью родника и невзначай объявились в деревне.

 Распрягли басурманы коней и стали пировать. Но вскоре, разморённые летним зноем, не чуя никакой опасности, они уснули, приказав к утру собрать дань.

 Да не ту-то было! Старики тем временем под покровом темноты вывели всё население деревни в непроходимые леса (в направлении Ежовки, Берёзовки). Видимо, там и были засечные леса – звенья засечной цепи и просто лесные засеки.

 Проснулись утром басурманы, а деревня-то пуста! Ни единой живой души в ней не осталось. Рассвирепели они сильно. И от злости обрушили тот ключ Гремячий - завалили его каменными глыбами и засыпали землёй.

 Родник с тех пор перестал бить с высоты горы (холма) как прежде. Ушла вода глубоко под землю, и лишь слабый ручеёк напоминает теперь о том, что бил здесь когда-то Святой и шумный родник Гремячий.

 Народ с той поры те места покинул, а само место сделалось гнилым и заболоченным».
С чего начинается родина

 Сменились поколения каменцев, многие забыли эту легенду, но место то и по сей день в народе Гремяком считается – «гремячим» ключом. Видно, крепко вросло оно в память о той далёкой жизни наших предков.

 А ещё, как мне кажется, и в этом я абсолютно солидарна с Анатолием Михайловичем, жива эта легенда для того, чтобы привлечь к себе когда-нибудь наше людское внимание. Может быть, ждёт та земля, когда, наконец сыновья её вернутся, расчистят ил вековой, и вновь пробьётся чистый Святой родник. Ведь именно с него берёт своё начало речка Каменка, именем которой район наш и называется. Все в округе, да и в области, так о нашей земле по сей день и говорят: «Каменка», и сразу становится понятно, что речь идет о Каменском районе.

 Вот вам и речка Каменка! Хоть и небольшая, да своенравная. Не называется наш район ни Красивомеченским, ни Архангельским, а именно Каменским, или просто Каменкой.
Вслушайтесь! Звучит-то как?!– КАМЕНКА.

 Всё в этом названии есть и речка с каменистым дном и такими же каменистыми береговыми склонами. И природные залежи строительного камня известняка. И огромные валуны - Синие камни, разбросанных на наших просторах на Новом Поле, на Крутовке, на Каменном Поле под Остряковым, за деревней Синий Камень, а еще Седые Камни - под селом Языково.

 Вот такая удивительная легенда жива и по сей день в народе.
Археологическая разведка по реке Каменке дала открытие ряда многослойных поселений 11-12-го и затем 14-17-го веков. Предположительно в период 12-14 веков места эти были разграблены и покинуты местным населением. И только после победы на Куликовом вновь заселяются.

 Все поселения (Мостуашка, Красные Озерки) относятся к памятникам археологии (недвижимого имущества), находящегося в собственности Российской Федерации.

… Вот так поднимешь камень со дна реки, покачаешь на ладони и подумаешь – с чего начинается Родина?!


Возврат к списку

Написать в редакцию